Среда, 03 ноября 2021 00:15

Карл Росси: Архитектурный ансамбль Елагина острова

Когда петербургскому обывателю придёт в голову мысль о летнем отдыхе неподалёку от дома, он снимет дачу под Пушкиным, найдёт деревенский домик в районе Тосно или, наконец, отправится к соседям в ухоженный финский коттедж. Совсем не так тривиально в начале 19 века решали этот вопрос представители императорской фамилии, обитавшие в тогдашней столице.

Когда императрице Марии Фёдоровне стало нелегко переезжать в летнюю резиденцию Романовых в Павловске, заботливый сын Александр I построил для матери дворец для отдыха в черте Петербурга. Так в 1822 году появился на Елагином острове дивный архитектурный ансамбль в «имперском стиле». Остров этот находится в самом сердце современного Петербурга, своим западным мысом выдаётся в устье Невы, а восточной стороной обращён к историческому району города под названием Петроградская сторона. Райское место, абсолютная тишина и уединение. Сюда можно было попасть по одному из двух мостов (сейчас их целых три) или по воде. Вторым способом летом 1822 года двор Романовых во главе с Марией Фёдоровной и Александром I отправился на открытие дворцового ансамбля на Елагине.

«Цветок в петлице Петербурга»

А сам ансамбль создавался не на пустом месте. В летнюю резиденцию вдовы Павла I превратилась усадьба Ивана Перфильевича Елагина, директора имперских театров, владевшего островом в 18 веке.

Зодчий Карл Росси сохранил только стены старой постройки, превратив её в образец стиля ампир с его строгими пропорциями, богатством фасадного декора и характерным купольным верхом в духе античной храмовой архитектуры. Прямоугольное в плане здание было дополнено двумя симметричными боковыми портиками с четырьмя коринфскими колоннами каждый и стало по своим пропорциям и убранству абсолютным воплощением «имперского стиля». Вместе с тем, Карлу Ивановичу удалось создать дом для жизни и отдыха, где каждая деталь говорит о камерности и уютной обстановке. Начиная с высокого цоколя усадьбы, защищавшего от наводнений, который архитектор превратил в опоясывающую дом террасу с ажурной оградой чугунного литья. И заканчивая Оранжереей, откуда августейшая бабушка Мария Фёдоровна отправляла в Зимний дворец фрукты для внуков...

Дворец на лугу

Елагин дворец — единственный в Петербурге, что обращён своим парадным входом на огромный луг, обрамлённый зарослями лип и дубов. Луг этот, напоминающий русское поле, (впрочем, покрытое английский газоном: постарался садовник Джозеф Буш-младший), стал центром всей архитектурной композиции. Вокруг него расположились надворные постройки, оформленные архитектором в том же стиле, что и сам дворец.

Зодчим были возведены Кухонный и Конюшенный корпуса, отреставрирован Музыкальный павильон, создано здание Гауптвахты и Павильона под флагом. Последний расположен у гранитной пристани, на самой восточной точке острова. Павильон выполнен в строгой прямоугольной форме и дополнен полуротондой с отличной акустикой для произнесения приветственных речей прибывающим по Неве гостям, а также снабжён изящным флагштоком. В дни присутствия на острове царских особ здесь красовался императорский штандарт.

Конюшенный корпус расположен напротив дворца и отделён от него упомянутым Масляным лугом. Выполнен он в форме буквы «П», напоминающей подкову, и дополнен галереей из дорических колонн, формирующей внутренний двор корпуса, в котором были предусмотрены не только конюшни, но и жилые покои для двора императрицы.

Кухонный корпус оформлен в виде торжественного паркового павильона, несмотря на своё утилитарное предназначение. Главный вход дополнен портиком из шести колонн дорического ордера. В плане постройка напоминает полукруг и имеет два этажа. Все окна корпуса выходят во внутренний двор, образованный этим полукругом. А наружные фасады дополнены и украшены полуциркульными и прямоугольными нишами, со статуями античных богов и чугунными вазами. Запахи от кухни, которые очень не любила императрица, всегда оставались во внутреннем дворе.

Экзамен для мастера

Ради удобства августейшей хозяйки и гостей, прибывающих по суше, к высокому стилобату дворца Росси добавляет изящно изогнутые пандусы для карет у западного входа. А двери на восточном фасаде ведут в сад, раскинувшийся на берегу. Ступени полукруглой пологой лестницы напоминают накатившие на берег волны. Если у парадного входа хозяев встречают чугунные львы с шарами, охраняющие жилище, то здесь взгляд радуют античные вазы с цветами, «плетёные» корзины чугунного литья для однолетников.

Акцентом восточного фасада стала полуротонда с высокими окнами — ещё один элемент, отсылающий к эпохе античной архитектуры. Впрочем, зодчий позволил себе смелые отступления от большого стиля. Расположенные по окружности ротонды колонны дополнены изящным коринфским, а не традиционным для нижнего яруса основательным дорическим ордером. Последний появляется только на полуколоннах фасада третьего этажа, наперекор правилам классицизма. Завершением фасада дворца служит аттик, ставший элементом фирменного стиля Карла Росси.

Архитектурным ансамблем на Елагином острове немолодой уже архитектор словно сдавал экзамен Петербургу. Это был его первый самостоятельно созданный проект в столице. Теперь именно творения Росси считаются абсолютным воплощением петербургского стиля: начиная от зданий, составивших улицу, названную в его честь, и заканчивая дворцами и зданием Главного штаба.

Экзамен был пройден. Летний дворец императрицы, построенный в канонах позднего классицизма, тем не менее, был лишён излишней помпезности и холодной строгости. Постройка получилась лёгкой и изящной, компактной, как небольшой ларчик с филигранной отделкой. Не дворец, а игрушечка в достойном обрамлении английского парка. Такой парк — полная противоположность регулярных садов Петродворца. Это естественный сад, где созданные рукой человека пруды, каналы и гроты органично вписываются в нерукотворный природный ландшафт. Парк стал публичным ещё при Иване Елагине и до сих пор считается у петербуржцев излюбленным местом для прогулок. А что же Мария Фёдоровна? Пришлась ли ей по душе летняя резиденция?

Интерьеры летнего дома по-королевски

Убранство дворца современники сравнивали с выставкой русского искусства и достижений отечественной промышленности. Работой живописцев, мраморщиков, обойщиков, краснодеревщиков и бронзовых дел мастеров руководил сам Карл Росси. Он лично создал сотни и тысячи схем, рисунков, набросков, тщательно проработав интерьер: от светильника до узора на мебели. Двадцать дверей первого этажа, организованного по принципу анфилады, выполнены из разных пород дерева, декор каждой из них сродни уникальному предмету искусства. Удивительно, но увлёкшись разработкой мельчайших деталей, зодчий не утрачивает способности создать впечатляющий цельный ансамбль. Одинаково прекрасны и главный Овальный зал с отделанными белоснежным мрамором стенами, из-под купола которого на танцующих смотрят статуи греческих кариатид, и Фарфоровый кабинет, напоминающий изящную шкатулку с драгоценностями, и Малиновая гостиная, исполненная уюта и спокойствия. Марию Фёдоровну летний дворец привёл в восхищение. За что архитектору были пожалованы алмазные подвески к ордену святой Анны.

Зодчий с итальянским темпераментом не только с трепетом относился к каждой детали, начиная от эскиза дверной ручки или светильника и заканчивая рисунком на обоях. Он был по-немецки щепетилен в вопросах финансовых. Когда на стол Александра I лёг проект летней резиденции Романовых, император увидел, что зодчий просит у его величества сумму в 1 582 632,40 рублей. Сорок копеек! И ни копейкой больше.

Автор: Чернов Александр

© Конструкторское Бюро Русский Стиль

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Понравился проект? Напиши нам, и мы разработаем такой же или даже лучше!

Прочитано 530 раз