Воскресенье, 18 июля 2021 13:10

В центре внимания: Кристиан де Портзампарк

Французский архитектор Кристиан де Портзампарк, родившийся 5 мая 1944 года в Марокко, бывшем на тот момент под французским протекторатом, во время своего обучения в шестидесятые годы не был уверен в том, что готов связать свою жизнь с архитектурой, ставя под сомнение модернистские идеалы и недостаток свободы в сравнении с миром искусства. Вместо этого он провел десятилетие в попытках понять роль архитектуры, прежде чем триумфально вернуться с новой моделью итеративного городского дизайна, подчеркивающего открытые районы, основанные на знаковых «полюсах притяжения», и разнообразными сериями высококлассных заказов, сочетающих в себе целеустремленность и продуманное отношение к месту.

Обучаясь сдержанному экспрессионизму Эжена Бодуина и сосредоточенности на сетях Георгиоса Кандилиса в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже, де Портзампарк тем не менее по-прежнему продолжал сомневаться в целесообразности продолжения архитектурной карьеры даже на момент окончания своего обучения. Соответственно, после выпуска в 1969 году он провёл следующее десятилетие не в тихой практической деятельности, а в понимании природы кварталов, городов и социальной функции архитектуры, ставя под сомнение модернистские идеи городского планирования, вдохновлявшие его в детстве. Отказываясь от заказов и работая с социологами для лучшего понимания архитектуры как части большого целого, он создал идиосинкратический подход к архитектуре и планировал полностью сосредоточиться именно на нём по возвращении в архитектуру в 1979 году.

В своей первой крупной работе, проекте жилого комплекса «Haute-Formes» («Шляпа-цилиндр» в дословном переводе – прим. переводчика) в Париже де Портзампарк отказался от запланированных многоэтажек и заменил их тем, что стало его важным подходом к планированию, начав работу с участком причудливой формы с расположения пассажа и площади, и заполнив оставшееся пространство многоквартирными жилыми домами меньшего размера. Комбинация цельного стиля и индивидуальных элементов в этом проекте снискала успех, и Кристиан получил большое количество высококлассных заказов, включая Школу Танца Парижской оперы (1987), музей Бурделя (1990) и Город Музыки (1994) — часть подготовленных Франсуа Миттераном «Великих проектов» Парижа, в основе которого лежит философия городского планирования де Портзампарка, примененная для небольшого единого комплекса горизонтальных и вертикальных улиц, центральной площади и смешанного внутреннего и внешнего пространства.

Являясь первым французским архитектором, получившим в 1994 году Притцкеровсую премию, де Портзампарк продолжал наращивать свое влияние, создав проект французского посольства в Берлине (2003), музей Эрже (2009) и громадную башню One57 в Нью-Йорке (2013), некоторое время являвшуюся высочайшим жилым зданием Манхеттена. В сравнении со славой некоторых лауреатов Притцкеровской премии, известность де Портзампарка достаточно умеренная, что подходит его постепенно развивающимся итеративным проектам, которые часто хвалят за понимание и внедрение в проект сущности области застройки.

Перевод статьи выполнил Вячеслав Гринчук / © Конструкторское Бюро Русский Стиль

  • portrait-525x444
  • 529fd9d5e8e44ef5dc000057_cidade-das-artes-christian-de-portzamparc_200207-rio_-c-nelson_kon_9985_89
  • 529fdba5e8e44ec0e600006f_cidade-das-artes-christian-de-portzamparc_200207-rio_201305_-c-nelson_kon_1362
  • 777px-Berlin__Mitte__Pariser_Platz__Botschaft_Frankreich
  • 1975-1979_Les_Hautes-Formes_housing_project__Paris_
  • 199706-LUXEMBOURG_(c)Wade_ZIMMERMAN_15nb_p325
  • 201116-DIOR-SEOUL_(c)Nicolas_Borel_009
  • 1287079262-dsc06040
  • 2726733311_3e602e1fe4_b
  • 5695929329_aceebfd437_b
  • 5696828844_d49b3e4efb_b
  • 14513711888_35449a4fb7_b
  • 16625215614_c68a83258e_o
  • Hautes_Formes_Immeuble_hlm_paris_13
  • hergemuseum1
  • hergemuseumtop11

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Понравился проект? Напиши нам, и мы разработаем такой же или даже лучше!

Прочитано 45 раз