Ян Каплицкий (18 апреля 1937 — 14 января 2009) – архитектор, работавший в стиле радикального неофутуризма, был сыном скульптора и ботанического иллюстратора, благодаря чему за время своей карьеры он создавал высокоскульптурные и органические формы. Работая со своим партнером Амандой Левит в компании с говорящим названием Future Systems (дословный перевод «Системы будущего» - прим. переводчика), Каплицкий проснулся знаменитым после создания в 1999 году проекта сенсационного авангардного Lord's Cricket Ground Media Centre, а в последствии стал истинным инновационным символом авангардистской архитектуры.
Начав свою карьеру в Чехословакии, где он получил образование в Колледже прикладного искусства, архитектуры и дизайна в Праге, Каплицкий в 1968 году на волне советского вторжения в Чехословакию сбежал в Лондон и вскоре начал работу над дизайном центра Помпиду вместе с Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. После того, как Роджерс и Пиано переезжают в Париж, Ян начинает работать в Foster & partners, а позже, в 1979 году основывает Future Systems и начинает создавать запутанные и необычные эскизы орбитальных роботов и домов, перевозимых вертолётом.
В первое десятилетие существования Future Systems эти фантастические проекты не вдохновили комиссии на заказ реальных зданий, однако строительные проекты, разработанные в девяностые годы — включая возведённый в 1994 году дом Хауэр-Кинга — привлекли растущее внимание к элегантно радикальным проектам Каплицкого. Кульминацией этого внимания стало создание в 1999 году Lord's Media Centre и Selfridge для торгового центра Bullring в Бирмингеме в 2003 году, ставшего прекрасным доказательством ошибочности репутации Бирмингема как загнивающих бетонных джунглей.
В то время, как других архитекторов, работающих в стиле хай-тек и футуристической архитектуры, обвиняли в сдерживании своего радикализма по мере того, как они становились всё более коммерческими, Каплицкий, воспользовавшись вниманием СМИ к подобным проектам, получил несколько заказов и создал проекты ряда зданий, имеющих необычный или даже, казалось бы, непрактичный внешний вид, включая музей Энцо Феррари в Модене. К сожалению, предложенный им в 2007 году проект Чешской Национальной библиотеки — его первый большой проект в родной стране — был назван «зашедшим слишком далеко» и встретил яростное негодование общества и политиков. Архитектор скончался, так и не дождавшись официального заказа на возведение этого здания.
Перевод статьи: https://www.archdaily.com/620990/spotlight-jan-kaplicky
Перевод статьи выполнил Вячеслав Гринчук / © Конструкторское Бюро Русский Стиль
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Понравился проект? Напиши нам, и мы разработаем такой же или даже лучше! |