Пятница, 07 июля 2017 15:09

Антонио Гауди

Родился 25 июня 1852 года в Испании (Каталония). Уникальные творения Антонио Гауди прославили город Барселону и сделали его облик неповторимым. Глядя на здание, напоминающее окаменевшие волны, любуясь сверкающей чешуей на спине спящего дракона, стоя перед знаменитым собором, устремленным к небу каждой линией, утрачиваешь чувство реальности и погружаешься в мир художника, свободный от привычных стереотипов.

За свою творческую жизнь мастер воплотил около двух десятков проектов. Большинство из них находятся в любимой им Каталонии, самые знаменитые – в Барселоне. Они широко известны. Однако далеко не каждый знает о том, что существовал еще один чрезвычайно интересный проект. Если бы дело дошло до его реализации, то в центре Нью-Йорка мог появиться грандиозный отель «Аттракцион». Возвести его собирались рядом с местом, где в наши дни находился печально известный торговый центр на Манхэттене.

Дом Висенс (1883-1885 гг), Парк Гуэля (1900-1914 гг), Дом Бальо (1904-1906 гг), Дом Мила (1906-1910 гг), Эль-Каприччо (1883-1885)

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 32
  • 33
  • 34
  • 35
  • 36
  • 37
  • 38
  • 39
  • 40

Первоначально заказ испанскому архитектору был сделан в 1908 году американскими бизнесменами, на которых произвел колоссальное впечатление собор La Sagrada Familia. Отель должен был стать самым высоким в столице США того времени: высота центрального корпуса превысила бы 350 метров. Формой для него был выбран параболоид, заканчивающийся звездой.

По проекту, разработанному Антонио Гауди, к нему примыкали 8 менее высоких зданий, где задумано было разместить рестораны, музеи, концертный и спортивный залы отеля. Наверху планировался обширный зал с названием «Посвящение Америке», высотой 125 метров и круговая обзорная галерея. Над ним возвышалась статуя Свободы. Пять больших и высоких холлов должны были носить названия пяти континентов.

Отель имел несколько подземных уровней, предназначенных для гаражей, служебных помещений и мастерских. В качестве наружной отделки автор проекта предложил часто используемую им цветную мозаику «тренкадис». Однако в тот период проект не был осуществлен, возможно, по причине колоссальной занятости архитектора каталонскими постройками.

О проекте в Америке не забыли и вернулись к нему после того, как в 2011 году были разрушены башни-близнецы. Грандиозная постройка, которую когда-то замыслил Гауди, рассматривалась, как альтернативный вариант. Но конкурсная комиссия остановилась в итоге на другом предложении. Так этому проекту, вызывающему футуристические ассоциации, не суждено было осуществиться.

Парк Гуэля (1900-1914 гг), Дворец Гуэля (1885-1890 гг), Храм Святого Семейства (1882-2016), Отель «Аттракцион»

 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 9
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 32
  • 33
  • 34
  • 35
  • 36
  • 37
  • 38
  • 39
  • 40
  • 41
  • 42
  • 43
  • 44
  • 45
  • 46
  • 47
  • 48
  • 49
  • 50

Судить о том, как он выглядел, можно по эскизам, сделанным помощником великого зодчего Хуаном Матамалой. Когда в 2005 году по проекту французского архитектора Жана Нувеля в Барселоне было построено здание под названием Торре Агбар для одной из местных компаний, знатоки творчества Гауди увидели знакомые очертания. Его сигарообразный силуэт очень напоминает контуры несостоявшегося отеля «Аттракцион».

Это доказывает, что идеи Антонио Гауди по-прежнему актуальны и современны. Но данный пример не единственное свидетельство того, что каталонский архитектор имеет последователей в наши дни. Норманн Фостер, представляющий современный хай-тек, считает, что проекты, созданные Гауди, до сих пор являются революционными. В работах современных архитекторов можно обнаружить тенденции и художественные приемы, которые были разработаны талантливым зодчим.

Одним из страстных поклонников его творчества был венский архитектор Фриденсрайх Хундертвассер. Его роднило с великим каталонцем поклонение природным формам, не имеющим прямых геометрических углов и линий. Глядя на созданные им разноцветные дома, напоминающие детские игрушки, жители Вены называют его «австрийским Гауди».

Он создал здания, не имеющие ничего общего со стандартными постройками, и напоминающие об извилистых линиях и керамических орнаментах фасадов Гауди.

В завершение рассказа о талантливом испанском зодчем, заметим: для понимания созданных им шедевров важно знать, что главное в них ‒ импровизация, игра с материалом на грани провокации. Чтобы их оценить, позвольте себе смотреть на мир глазами ребенка. Не случайно созданные им шедевры стали источником вдохновения для другого великого испанца ‒ Сальвадора Дали, называвшего его поэтом камня.

Источники:
  • 1. Хуан Бассегода Нонель. Антонио Гауди. М., Строийиздат. 1986.
    2. Жоан Бергос, Марк Льимаргас. Гауди. Личность и творчество. М., Библион, 2003.
    3. Мишель Рагон. «О современной архитектуре».М., Госстройиздат, 1963.
    4. Чарльз Дженкс. «Язык архитектуры постмодернизма». М., Стройиздат, 1985.
  • 5. Фото © Jaume CP BCN / https://www.flickr.com/photos/jaumebcn
  • 6. Фото ©  bellabarna / http://bellabarna.blogspot.ru
  • 7. Фото ©  javier / https://www.flickr.com/photos/javier1949
  • 8. Фото ©  Ian Gampon / https://www.flickr.com/photos/ishot71/albums
  • 9. Фото ©  Antonio RVR /https://www.flickr.com/photos/32949977@N02/albums
  • 10. Фото © Juan Carlos Fajardo Juan / https://www.flickr.com/photos/jcfajardo/albums
  • 11. Фото ©  Christopher Chan / https://www.flickr.com/photos/chanc/albums
  • 12. Фото ©  Andre Diniz / https://www.flickr.com/photos/andre_us
  • 13. Фото ©  Jacqueline Poggi / https://www.flickr.com/photos/myhuyphoto
  • 14. Фото ©  Sebastian Niedlich / https://www.flickr.com/photos/42311564@N00/albums/72157618705096595/with/3570378953
  • 15. Фото ©  Sergio Herrería / https://www.flickr.com/photos/sergio-hc
  • 16. Фото ©  streefkerk / https://www.flickr.com/photos/streefkerk
  • 17. Фото © КБ Русский Стиль / cbrussianstyle.com
  • 18. Фото © Stephen Shankland / https://www.flickr.com/photos/shankrad
  • 19. Фото © http://kannelura.info
  • 20. Фото © http://ffveit.vs120130.hl-users.com
  • 21. Фото © Pau Audouard

Автор: Наталия Панарина, архитектор

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Понравился проект? Напиши нам, и мы разработаем такой же или даже лучше!

Прочитано 297 раз
Другие материалы в этой категории: « Эрнст Нойферт «Отец модернизма» — Алвар Аалто »